Белая и черная нитка рассвета

Просмотров: 15851

logo_morning.jpg

Звонит на днях один мусульманин и говорит: «Если я в три часа (ночи) на сухур (утренний прием пищи во время поста) встану, то это нормально? Успеваю?» Это при том, что восход солнца в этот день в 05:07.

Чем больше размышляю о Рамадане, тем более убеждаюсь в правоте Мусы Джаруллаха Бигиева, земляка, фактически соседа по улице. Правда, с разницей в 100 лет. И досадно, что только сейчас я начинаю, как мне кажется, понимать глубину его мысли и начинаю видеть то, что увидел он: «Не человек для религии, а религия для человека».

Не человек для религии, а религия для человека - это генеральная линия Аллаха в отношениях с людьми. Ислам, пророки, писания – все это было призвано облегчить людям их существование в мире дольнем. Аллах говорит нам: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185). Эта фраза и производные от нее не один раз звучат в тексте Корана. Аллах повелевает облегчать, но не усложнять.

Но что мы видим, во что превратилась религия Аллаха? Почему она стал системой, которая не облегчает жизнь человека, но усложняет ее, накладывая на него непосильное бремя религиозных предписаний?

Почему, если пришло время намаза, мы останавливаемся на трассе, выходим из машины и читаем намаз на дороге? Почему, если пришло время намаза, мы читаем его в универсамах, вызывая недоумение у посетителей. Почему мы выдаем такие истории за высшую добродетель и хороший пример? Почему некоторые из нас вообще не начинают молиться, так как боятся не справиться с предписанием в виде пяти намазов? Они говорят: «Начну, не справлюсь, брошу, а это грех. Поэтому даже и начинать не буду!» Зачем человек, в зрелом возрасте обратившийся к молитве, начинает считать «сколько намазов он должен Аллаху», а затем восполняет долг, совершая после каждого фард намаза еще по одному аналогичному? И это считается похвальным.

А пост в Рамадан?! Почему нужно поститься именно 29/30 дней, а не несколько? Почему нужно кушать за 2 часа до восхода, а не за 30 минут?

Где тут облегчение человеку его жизни?

Конечно, знаток религии скажет, что в исламе есть необходимый и достаточный минимум религиозных предписаний – фардов, исполнение которых является абсолютной обязанностью верующего человека и которые прямо и ясно описаны текстом Корана. И которые каждый учащийся медресе знает под термином «рукн» - частное, без которого целое существовать не может. Рукны омовения, рукны намаза, рукны хаджа, рукны поста. Элементарно же. Но поинтересуйтесь у среднестатистического мусульманина о порядке совершения омовения. Что он вам расскажет?! Уверен, что три раза вымыть это, то и т.д. и т.п., то есть опишет обряд совершения тахарата в полном его варианте в соответствие с сунной в понимании того или иного мазхаба. И это правильно, пример Пророка – идеальный пример.

Но за всем этим как-то потеряно, что с точки зрения Бога необходимым и достаточным минимумом предмолитвенного омовения является: вымыть руки, вымыть лицо, протереть ноги и голову (подробнее см. Коран, 5:6). И все, ритуальное омовение завершено. А если нет воды, то выход в виде таяммума.

К чему я все это?

Да к тому, что лично мне горько видеть узбеков, которые работая на стройке держат пост, а в конце рабочего дня они уже не работники: ни кирпич положить, ни подумать – ничего уже не могут. Горько мне от того, что с каждым годом растет список «запрещенного в Рамадан» и в дополнении к кораническому запрету на еду, питье и половой акт добавляются запреты на освежающий душ, на употребление медицинских препаратов и уже даже клизму ставить нельзя, так как в организм человека вводится жидкость. Горько мне от того, что мама моя, немолодой уже человек, еле-еле держит пост весь Рамадан, хорошо хоть на пенсии, можно днем отдохнуть. К чему все эти самоистязания?

Горько мне от того, что мусульмане, живущие в условиях высоких широт, героически держат пост по 18-20-24 часа, а если не могут, то ищут ближайший город, в котором есть выраженная смена дня и ночи. А если совсем невмоготу, то завершают пост по времени Мекки. В то время как для них, жителей высоких широт, пост вообще обязанностью не является, так как не выполняется условие «пока не будет для вас отличаться белая нитка от нитки черной» (нет смены дня и ночи).

***

Давайте подумаем

Тем более, что думать, с точки зрения Аллаха – фард. Кто не думает, тот не исполняет повеление своего Господа. Как часто Аллах говорит: «О, если бы вы только знали, если бы вы задумались, если бы вы размышляли!» Мне кажется, что говорит Он это с глубоким огорчением от того, что очередные люди не вняли Его призыву, и с великой надеждой, что уж новые то люди точно прислушаются и задумаются.

Но, конечно, вставая на путь размышления, надо придерживаться одного очень простого правила: «Абсолютно все знает только Аллах, а человеку свойственно ошибаться». Поэтому мы должны допускать возможность ошибки в наших размышлениях и, как следствие, не должны претендовать на истину в последней инстанции. Так, точка зрения, версия, не более того.

Вернемся к вопросу «Если я в три часа на сухур встану, то это нормально? Успеваю?»

Конечно, успевает, даже с запасом. Но нужен ли этот запас. Нужно ли вставать на сухур за два часа до восхода Солнца? И почему именно за два, может лучше за три, чтобы уж совсем наверняка, чтобы уж точно ни один солнечный лучик не проскочил? А может и за 30 минут до восхода солнца хватит? А может, если восход Солнца застал тебя с кашей во рту, то и это не проблема - прожевал и начал пост. Ведь все мы знаем, что если успеть совершить хотя бы один ракат утреннего намаза (а по некоторым версиям хотя бы такбир) до восхода Солнца и затем завершить намаз в обычном порядке, то такой намаз считается совершенным.  

Где же та граница, о которой говорит Аллах и к которой настоятельно рекомендует не приближаться?

Опять таки, это - не праздный вопрос. Если человек поел в три часа ночи, а на работу ему к восьми, то чем ему занять оставшиеся до начала его рабочего дня часы? Омовение, завтрак, фаджр, Коран почитали – час прошел. Четыре часа. Впереди еще четыре часа свободного времени. Хорошо, три, минус час на дорогу до работы. Может поспать!? А что, логично, легли то около полуночи и спали три часа. Но спать после утреннего приема пищи нежелательно, потому как не физиологично. Мы же на весь день топливо загружаем и поэтому легкий завтрак не получится. Бутербродом с чаем не отделаешься.

А если попробовать встать в 4 часа и далее по плану? И поспали лишний час, и время до восхода еще есть, и «свободного» времени на час меньше. Это ведь явно легче для человека, чем вставать на пост с запасом по времени?

***

Во сколько начинать пост, чтобы не ошибиться и не нарушить повеление Аллаха? Это, пожалуй, самый популярный вопрос в Рамадан. Ответ, конечно же, есть, в Коране, сура 2 аят 187:

وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّواْ الصِّيَامَ إِلَى الَّليْلِ

Перевод:

  • Кулиев: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи.»
  • Османов: «Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи.»
  • Крачковский: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи»

Все авторы дают практически одинаковый подстрочный перевод. Перевод, который оставляет больше вопросов, чем дает ответов. В противном случае мы бы не задавались сейчас этим вопросом.

Как прокомментировал Пророк Мухаммад этот аят мы знаем из хадиса: «Приводится от Адийи ибн Хатима, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда был ниспослан аят «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от нити черной», я взял черную верёвку и белую верёвку, и положил их себе под подушку. Ночью я начал смотреть на них, но так, ни чего и не разобрал. Тогда я отправился к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и сказал ему об этом, тогда он пояснил: «[Здесь говорится] только о черноте ночи и белизне дня». (Хадис передали Аль-Бухари и Муслим)»  - http://www.whyislam.ru/islam/ramadan-islam/belaya-i-chernaya-nit.htm

Вроде все очевидно и ответ ясен – пост нужно начать с наступлением истинного рассвета (момент истинного рассвета подробно описан в книгах по фикху). И если опоздал и поел после этого времени, то пост не действителен. И вот этот «не действителен» висит над верующим как дамоклов меч и заставляет его страховаться от возможной ошибки, и сдвигать время сухур назад, в очевидный для него мрак ночи. А если очевидный мрак не наступает, а если белая ночь? Не всем же повезло в Мекке родиться, где разница в продолжительности дня и ночи по году составляет около одного часа.

Нужна ли такая перестраховка? Нужно ли подвергать себя таким мучениям и сдвигать сухур в ночь, уменьшая, и без того короткий, период для сна? Рассказы о том, что трехчасовой сон полезен для здоровья, лично у меня доверия не вызывают. Людям активного физического и умственного труда: рабочему у станка, водителю, врачу, строителю, учителю, военному и т.д. – им такой сон ничего хорошего не даст.

Мотивация «ради Аллаха» тоже не выглядит убедительной, так как религиозная практика, несущая в себе явный или потенциальный вред человеку и его окружению, Богу не угодна. Ему от нас вообще ничего кроме благочестия не нужно. И мы постоянно должны помнить, что любая религиозная практика имеет своей целью воспитание в человеке благочестия. Как вставание на сухур за два часа до восхода влияет на воспитание этой добродетели?

Если же вы скажете, что вам в течение Рамадана будет хватать по три часа сна в день, то это тоже сомнительно. Чудес не бывает. Где-то это все-равно выйдет, боком выйдет. Или же вы будете добирать часы сна днем, как наш Пророк. Известно же, что днем арабы спали, так как ничего кроме сна в 40-50 градусов жары делать невозможно.

***

Во сколько начинать пост? Я предполагаю, что границей, точкой отсчета времени начала поста является восход солнца, а не рассвет. И вот почему.

Повеления Аллаха – они абсолютны и не зависят от времени и места. И при этом они должны быть простыми и очевидными для восприятия человеком, вне зависимости от времени и места его проживания: то, что работало для арабов 15 веков назад, должно точно также работать и в наше время. И точно так же оно должно будет работать через 100 или 1000 лет, когда человек на Марс полетит. То есть нужно то, что на протяжении всей истории человечества является неизменным.

Что заложил Аллах в основу нашего мироздания и вокруг чего все, в буквальном смысле, вращается, и что уже на протяжении миллиардов лет является неизменным началом и точкой отсчета? Солнце. И определяя для человека порядок и ритм жизни, Аллах использует светило в качестве основного регулятора. Именно его же Он использует и для регламентации таких религиозных предписаний, как молитва и пост. Конечно, Луна и циклы лунного месяца; указание Аллаха, что именно на лунный, а не солнечный календарь следует ориентироваться человеку – это все есть и все это имеет свое предназначение. Но сейчас о Солнце разговор.

***

Все помним слова Винни Пуха о том, что «мед – он или есть или его нет»? Вот и Солнце также – оно или есть на небе или его там нет (тучи не в счет). Солнце или взошло над горизонтом или еще не взошло. Или день или ночь. Это – очевидно.

Но есть переходное состояние между днем и ночью - сумерки. Утренние сумерки, когда Солнце еще не взошло, а значит, формально, день еще не наступил, но уже светло. И вечерние сумерки, когда Солнце уже зашло, а значит, формально, наступила ночь, но еще светло. Вот этот самый феномен сумерек и дает право на предположение, что именно восход является началом времени поста, а не рассвет.

Прежде чем читать далее – зайдите по ссылке http://meteoweb.ru/astro/note017.php и разберитесь в терминологии: гражданские, навигационные, астрономические сумерки, углы склонения Солнца, рефракция. Это все просто, разберитесь только.

«Так называемые астрономические сумерки продолжаются вечером до тех пор, пока Солнце не зайдет под горизонт на 18°; к этому моменту становится настолько темно, что различимы самые слабые звезды. Астрономические утренние сумерки начинаются с момента, когда солнце имеет такое же положение под горизонтом. Первая часть вечерних астрономических сумерек или последняя часть утренних, когда солнце находится под горизонтом не ниже 8°, носит название гражданских сумерек.

Продолжительность астрономических сумерек изменяется в зависимости от широты и времени года. В средних широтах она от 1,5 до 2ч., в тропиках меньше, на экваторе немногим дольше одного часа.

В высоких широтах летом солнце может не опускаться под горизонт менее чем на 18°, то полной темноты вообще не наступает и вечерние сумерки сливаются с утренними. Это явление называют белыми ночами.»

Так вот, если восход и заход Солнца – вещи очевидные (оно или за горизонтом, или над горизонтом), то сумерки могут быть разными по своей продолжительности, в зависимости от времени года и места. И именно различная продолжительность сумерек вносит «путаницу» в уклад религиозной жизни человека и провоцирует его на сдвиг утреннего приема пищи в сторону ночи.

Что из этого следует? А следует то, что если под «белой и черной ниткой» понимать состояние «истинного» рассвета, который наступает примерно при -10° угла склонения Солнца, то мы попадаем в ловушку белых ночей, из которой, при существующей трактовке аята о времени начала и конца поста, выхода нет.

Выхода нет. Потому что на Земле есть территории, где Солнце никогда не опускается ниже -18°, что дает короткую "белую" ночь, а то и вообще не заходит за горизонт, что дает «полярный день». Или обратная ситуация: не сильно поднимается выше горизонта, что дает короткий день, а то и вообще не поднимается выше -18°, что дает «полярную ночь». Это, конечно, крайние примеры. Но думаю, что даже нам, жителям Москвы, знакомы короткие зимние дни и длинные летние. Это не говоря уже о Ленинграде, где летом ночью газету можно читать, а зимой только солнце встало, а вот уже и нет его.

И как же тогда понять (увидеть) границы поста, если этих границ нет физически? Или если они есть, но настолько неуловимые, что не остается никакого другого выхода, кроме как сдвигать начало поста в глубокую ночь? А если ночь и не думает наступать? Что делать?

Выход, на мой взгляд, в привязке времени утреннего приема пищи к факту смены ночи и дня, то есть времени восхода Солнца.

Именно об этом, как мне кажется, писал Муса Бигиев, когда говорил, что пост предписан только там, где есть четкое разделение на день и ночь: «Согласно однозначному наставлению Священного Корана, пост в таких регионах никогда не является обязательным, ибо он установлен в качестве такового только на определенное количество дней, то есть там, где дни и ночи по своей долготе сопоставимы друг с другом.

Но в силу географии на полюсах, где год состоит из одного дня и одной ночи или в холодных областях приполярья, где дни и ночи длятся на протяжении недель и месяцев, привычный пост, из-за своей ограниченности по времени в днях, конечно же, исключен из жизни обитающих там людей. Ведь человек не может оставаться без пищи и питья на протяжении очень долгого времени. Всего два–три дня голодания, и вот — человек слаб, он уже на пределе своих сил.

Потому-то Священный Коран божественно точными формулировками исключил таких людей из круга постящихся.» - http://rmcn.ru/blogi/batkaev-rinat/1010-k-voprosu-o-zavershenii-posta-po-vremeni-mekki

***

И еще два момента, которые косвенно подтверждают мою мысль о допустимости времени начала поста по восходу Солнца, а не по «истинному» рассвету (сумеркам).

Первый, как писал выше, это допустимость совершения обязательной утренней молитвы во время восхода солнца. Если начал намаз до восхода Солнца, а завершил при появлении его над горизонтом, то такая молитва принимается.

И второй. Мы во сколько заканчиваем пост? Правильно, по времени захода Солнца, то есть по времени «магриб»: Солнце зашло - пост можно завершать. А что сказал Аллах насчет времени завершения поста? А Аллах сказал: «… а затем поститесь до ночи». Но ведь очевидно, что «магриб» - это не «ляйль», а следовательно, завершая пост до наступления ночи, мы нарушаем повеление Аллаха.

Хотя, может я и ошибаюсь. Может быть у арабов Мекки «ляйль» - это диапазон времени от момента полного захода Солнца до момента его полного восхода, с учетом очень коротких сумерек, которыми они фактически пренебрегают, завершая пост по времени захода Солнца, а не по времени наступления полной темноты.

Но, если арабы игнорируют вечерние сумерки и ночь у них «начинается» с захода Солнца, то почему же тогда у них есть фаджр, который по сути своей является зеркальным отражением вечерних сумерек, которые они не берут в расчет при завершении поста?! Непонятно...

Уж вы тогда либо ифтар сдвиньте туда же, где находится у вас сухур, то есть во мрак ночи, если уж так важно не зацепить солнечный свет утром. Либо сухур подвиньте туда, где находится у вас ифтар, то есть к свету дня, то есть к восходу Солнца, если уж вы пренебрегаете наличием солнечного света вечером. Не может быть разных логик.

***

В заключение снова возвращаюсь к тому, с чего начал: как поступать тем, кто живет в условиях длинных сумерек и белых ночей? Им следует ориентироваться на факт смены дня и ночи.

Если смены дня и ночи нет (наблюдается «полярный день» или «полярная ночь»), то для них пост в Рамадан обязательным не является в принципе. А если они берут на себя такое обязательство, то ведь Аллах уже дал понять, что Он не предписывал монашества последователям Иисуса – они сами его выдумали, чтобы обрести довольство Аллаха, но при этом не смогли должным образом соблюсти взятое на себя обязательство (подробнее см. Коран 57:27). Прекрасный аят! Аят, снимающий очень много вопросов, если, конечно, ими задаваться.

Если же смена дня и ночи есть, но при этом наблюдаются вечерние и утренние сумерки той или иной продолжительности, то для определения времени сухура и ифтара следует ориентироваться: либо на время восхода-захода Солнца, либо на момент начала утренних и окончания вечерних сумерек. Или так, или так.

И снова обращаемся к аяту 57:27 (в контексте «разговения по Мекке» и другим (экстренным) способам завершения поста). Люди, которым пост не предписан в принципе, добровольно берут на себя такую обязанность, ради довольства Аллаха, но в силу своей неготовности к его соблюдению вынуждены искать себе облегчение в виде «разговения по Мекке», тем самым явно нарушая установку «поститесь до ночи».

Ну разве не про них, встающих на сухур в три часа ночи и испытывающих трудности с соблюдением поста в длинные летние дни и поэтому просящих алимов дать фетву «О допустимости завершения поста по времени Мекки», говорит Аллах в аяте 57:27: «Люди, вы сами взяли на себя этот груз, Я вам не предписывал пост. Более того, я вас от него освободил. Я, конечно, понимаю, что вы это делаете исключительно ради Моего довольства, но это ваш личный выбор, а не Мое вам предписание.

Разве Я не говорил вам, что вы не сможете соблюсти ваше обязательство должным образом?! Разве Я не привел в назидание вам пример ваших предшественников?! И вот уже вы ищите выход из создавшегося положения. Сами себе проблемы создали и сами теперь пытаетесь их преодолеть. Но разве Я не говорил вам, что желаю вам облегчения и не желаю вам затруднения?! Почему вы игнорируете Мое милосердие к вам?!

Эх, ну когда же вы слова Мои, записанные на простом и ясном языке, читать начнете?! Когда?! Сколько вы еще будете рекомендации Мои вам, искренние, по транскрипции заучивать? Сколько вы еще будете в красоте и правилах орфоэпического чтения соревноваться, но понимая при этом ничего из прочитанного вами? Ну вы хотя бы начните, встаньте на этот путь, а потом Я вам непременно помогу!»

Да простит меня Аллах за подобную дерзость. Как понимаю Его, так и пишу.

***

Ну и конечно, в завершении столь длинного текста (хотя собирался писать коротко), еще раз повторюсь, что все написанное является только личной точкой зрения, запросто могу ошибаться. Следовать мне не надо, если не знаете и не понимаете моих рассуждений. Буду признателен, если кто-нибудь раскритикует этот текст и аргументированно укажет мне на ошибки.

Спасибо, что дочитали до конца.

Полезного всем нам Рамадана!   

источник фото - http://www.sunhome.ru/wallpapers/15220

18.07.2013

Ринат Баткаев

Ссылки: