Начальное религиозное образование на дому (дистанционно)

Просмотров: 5131

logo_edu_do.png

Исламское образование подразделяется на следующие уровни: начальное, среднее, средне-специальное и высшее.

С точки зрения общинной жизни два из них представляют особый интерес, так как являют собой обучение в воскресной школе при общине: начальное и среднее.

И по идее, каждый из нас, мусульман, должен иметь как минимум среднее исламское образование. Ну, есть же некий социально необходимый уровень светского образования - средняя школа. Вот и с религиозным должно быть аналогично.

Среднее исламское образование в формате воскресной школы – это четыре года занятий (144 учебных недель) при обучении раз в неделю по 4 – 6 академических часов.

Два года – начальный уровень. Еще два – средний уровень. И на выходе учащийся умеет свободно читать Коран на арабском языке, знает наизусть определенное количество сур и их толкование, знает историю ислама и его пророков, знает и понимает хадисы из сборника «40 хадисов имама Ан-Навави», владеет всей ритуальной практикой и самое важное – владеет основами понимания текста Корана на арабском языке.

Захочет дальше учиться? Пожалуйста: средне-специальное и высшее образование - медресе, институт, университет. Нет предела совершенству. Не захочет? Нет проблем, свою среднюю школу он уже окончил, а значит имамом для своей семье сможет быть. Что уже немало.

К чему я все это? А к тому, что кого ни спроси: «Хотел бы ты знать и уметь что-то из того, что перечислено выше?» - большая часть ответит утвердительно. А как дело доходит до раз в неделю сесть за парту и начать желание претворять в жизнь, то ряды сразу же редеют.

Основных аргументов два:

  • Отсутствие воскресной школы по месту жительства человека.
  • Нехватка свободного времени.

И как вариант решения этих проблем очень часто появляется: «А может я и сам все это освою, без преподавателя, по самоучителю, диски буду слушать, в интернете что-то почитаю? Я пять дней работаю допоздна, возможности учиться по вечерам нет, выходные тоже заняты, а вот в электричке или метро что-то почитать - это можно. Вы дайте список литературы».

Я и сам, в бытность студента Московского исламского колледжа, два-три раза в неделю вечером, после работы по 2 часа в один конец ездил на учебу. Домой приезжаешь в 23:30, а утром на работу. И не я один так учился, а многие. Так что ход мыслей «отказников» вполне понятен. Сложно это, по объективным причинам сложно.

И вот, размышляя над решением проблемы «я бы рад учиться, да времени нет», решил в порядке эксперимента попробовать поставить учебный процесс на уровне начального религиозного образования дистанционным методом.

Что понадобилось:

  • Ученик. В качестве его выступила девушка 22 лет, с нулевым уровнем языковой подготовки, которая ежедневно с 9 до 18 часов работает, плюс заочно получает второе высшее образование.
  • Учебная программа и план. Ничего сочинять не надо, берем программу и учебный план, утвержденные ДУМЕР.
  • Методическая литература. Из перечня, рекомендованного ДУМЕР.
  • Навык преподавания. Сформирован в ходе работы в воскресной школе общины. Конечно, у дистанционного преподавания есть своя специфика, но не критично.
  • Интернет. 0,5 – 1,0 Мбит достаточно для качественной картинки и звука.
  • Программа для организации видео связи. Тут есть из чего выбирать.
  • Оборудование. Камера с разрешением 1,3 мп и хороший микрофон – тоже не проблема.
  • Время для занятий. А вот это вопрос, основной, на самом деле. Потому что его должны найти обе стороны. В удобное для обоих время. С оптимальной продолжительностью.  

На первом этапе начального образования (первый год обучения в мактабе) один учебный день длится четыре академических часа, 4 предмета по 45 минут каждый: арабский язык, коран, исламское право (фикх), история пророков.

Имеет ли смысл точно такой же формат закладывать в процесс дистанционного образования?  Опыта в плане дистанционного преподавания у меня никакого нет, поэтому решил работать строго по программе, но сократив при этом учебное время ровно в два раза. То есть, четыре урока за 90 минут - «пара», выражаясь языком студентов. И отведя одним из предметов чуть больше времени, чем другим.

Основной упор на арабский язык Корана и Коран. Эти предметы идут в сумме 60 минут, остальные 30 минут распределяются между историей Пророков и исламским правом.

Таким образом, в нашем распоряжении есть 36 учебных дней он-лайн работы с преподавателем, по два раза в неделю по 90 минут, что в сумме дает 18 учебных недель или  4,5 - 5 месяцев занятий.

Про второй этап начального религиозного образования (второй год обучения в мактабе) пока ничего сказать не могу. Доживем - увидим. Но есть ощущение, что при определенных усилиях со стороны учащегося этот этап можно также пройти за 4,5 - 5 месяцев занятий. Что в итоге даст возможность получить начальное религиозное образование за один учебный год. Не выходя из дома, занимаясь с преподавателем два раза в неделю, по 1,5 часа.

***

Пока что могу сказать, что сейчас у нас 12 занятие. По фикху и истории надиктовываю план-конспект.

По Корану сдали первую суру, «Фатиху», наизусть. Занимаемся по учебнику Аббясова Р.Р. «Учим арабский». То есть, от момента «взяли в руки алфавит» до «сдаем первую суру» прошло 6 недель, полтора месяца.

По арабскому языку Корана писали диктант по четвертому уроку учебника «Учись читать Коран по-арабски» Владимира Васильевича Лебедева. Именное предложение прошли.

***

Получение начального религиозного образования дистанционным путем – дело сложное, но посильное. И может быть, будут желающие учиться по такой схеме. Наверное, и многие из имамов общин могли бы вести эти занятия. Остается только оценить потребность в такой форме обучения и сформировать пул преподавателей. Все остальное дело техники, если пожелает Аллах.

В связи с этим вот что хочется спросить: «Вы бы хотели учиться таким образом?»

Пожелания, вопросы, сомнения, критику просьба оставлять в комментариях или отравлять сюда:

  • отправить письмо с сайта - написать
  • e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Баткаев Ринат
имам-хатыб МРОМ города Малоярославца Калужской области

Аналог Рождества Христова в Исламе это: