Экономика мусульманской общины: практика финансирования

Просмотров: 2705

logo_economica_mrom.png

Одним из основных вопросов, решением которых занимается руководитель религиозной общины, является вопрос «где взять деньги на содержание и развитие организации».

С этой точки зрения все руководители религиозных организаций - одинаковые, с той лишь разницей, что одни из них ищут несколько миллионов рублей на отделку мечети, а другие – несколько десятков тысяч рублей на оплату труда имама или преподавателя в воскресной школе общины.

Поэтому, давайте порадуемся за того, кто стоит на пороге открытия мечети, и попытаемся войти в положении того, кто вынужден думать не о строительстве, а о том, как себя и своих сотрудников заработной платой обеспечить. Мнение же тех, кто считает, что имам должен работать бесплатно во внимание не принимаем, так как каждый труд должен соответствующим образом оплачиваться.

Статья эта написана в продолжение статьи «О бедной общине замолвите слово или каждый может что-то дать». Написана не от нечего делать, а потому, что время от времени, когда приходит срок налоги в бюджет перечислять, имамы некоторых общин залезают в семейный бюджет и берут из него столько, сколько нужно, чтобы налоги заплатить, потому что в кассе общины – ноль рублей. Государству ведь не объяснишь, что в этом месяце прихожане оказались не столь щедры и поэтому община нужную сумму не набрала.

Ему, закону, твои проблемы не интересны – назвался юридическим лицом, будь добр – плати налоги. Можно конечно уйти в тень и зарплату работникам в конвертах отдавать, налоги и взносы не платить и сдавать раз в год нулевую отчетность. Но ведь это - явный обман, а обманывать нехорошо. Да и Аллах на Судном дне такой вариант оптимизации предъявит и накажет. Поэтому работаем только в «белую» или не работаем вообще.

Практические вопросы финансирования мусульманской общины будут рассмотрены на примере МРОМ города Малоярославца Калужской области. Общине три года. Создана с нуля. Работает в условиях классического провинциального российского города, славящегося сильными православными традициями.

Буду очень признателен критике, предложениям и идеям.


Финансовое планирование  – первый шаг к процветанию общины мусульман

В основе любого успешного дела лежит план. И если мы хотим, чтобы наше дело (развитие общины) было успешным, то мы просто обязаны планировать нашу деятельность. Планов у общины может быть много: образовательный, социальный, строительный и так далее, но у всех планов есть один интегральный – финансовый план. И его отражение – бюджет.

Поэтому, первым шагом на пути обретения общиной финансового благополучия должна стать разработка бюджета общины. Ведь у нас какая задача? Надо сделать так, чтобы верующий подписался под обязанностью нести обременение по содержанию религиозной общины и как следствие этого - добровольно и с радостью расстался со своими деньгами. Но это возможно только в том случае, если человек будет понимать, куда и на что пойдут его деньги. А чтобы человек получил эту информацию нам надо описать (максимально подробно) всю структуру расходов общины и заложить в нее плановые значения, то есть сформировать расходную часть бюджета.

Бюджет выносится на Общее собрание организации (в январе), где обсуждается и утверждается обычным большинством. А так как этот документ является продуктом коллективного обсуждения, то в его легитимности никто усомниться не сможет и исполнение его становится обязательным для всех членов общины.

Таким образом, мы решаем задачу по формированию расходной части бюджета и определяем плановую сумма обременения, которое будут нести члены общины. И теперь остается самое простое: определить сумму персонального обременения каждого из участников общины. Берем общую сумму расходов и делим ее на количество членов общины, получаем размер членского взноса (обременения). Все справедливо?

Для дальнейшего рассуждения введем в оборот несколько принципиальных понятий. С точки зрения позиционирования того или иного верующего относительно той или иной общины верующий всегда будет  относиться к одной из трех категорий:

  • Я член этой общины. Гражданин России, проживаю по месту деятельности общины, участвую в управлении общиной, удовлетворяю в общине свои религиозные требы и желания, несу прямую финансовую ответственность за содержание и развитие организации. Далее – «член».
  • Я прихожанин этой общины. В силу тех или иных причин не являюсь членом общины, поэтому в управлении участия не принимаю и никакой ответственность за содержание и развитие организации не несу, а просто удовлетворяю в общине свои религиозные требы и желания. Далее – «прихожанин»
  • Я никакого отношения к этой общине не имею. Свои религиозные требы и желания удовлетворяю в другой общине. Далее – «чужой»   

Умышленно разделяю верующих на эти категории, так как это - принципиальный момент: «члены» общины несут ответственность за содержание общины, а «прихожане» и «чужие» - нет. Первые обязаны давать деньги на содержание общины, а вторые и третьи – нет. Для первых участие в финансировании общины – дело обязательное, а для вторых – добровольное. Это базовый, концептуальный момент.

В первом приближении все виды источников финансирования общины можно свести к двум – внутренним и внешним. Под внутренними источниками будем понимать источники собственных средств, то есть то, на что община может в полной мере влиять. К внешним источникам отнесем те, влияния на которые община не имеет. В идеале община должна стремиться к тому, чтобы 100 % своего бюджета финансировать исключительно за счет собственных средств.

 

Структура источников финансирования МРОМ

2    Доходы            
  2.1     Внутренние источники            
       2.1.01        Членские взносы             
       2.1.02        Коммерческая деятельность            
  2.2     Внешние источники            
       2.2.01        Пожертвования от прихожан в мечети            
       2.2.02        Пожертвования от прихожан с обрядов            
       2.2.03        Пожертвования от учащихся школы            
       2.2.04        Благотворительная помощь         
       2.2.05        Гранты от ЦРОМ            
       2.2.06        Гранты от фондов        

Членские взносы (садака)

На первом Общем собрании нашей общины в марте 2010 года мы начали обсуждать проблематику финансирования деятельности общины. Вопрос был один: «Где взять деньги?» Ответы были такие: попросим у муфтия в виде гранта, привлечем местных бизнесменов, что-то соберем в мечети на Джума намазе.

Признаться честно, в первый раз было достаточно трудно сказать людям, ожидающим манны небесной: «Манны не будет. А будет ровно то, что мы сами сможем собрать. Нам надо, мы и платим. А гранты и помощь спонсоров будут приятным подарком от Аллаха. Поэтому, давайте начнем с наших потребностей и определим суммы наших расходов».

Далее я выступил с докладом по проекту бюджета, озвучил статьи и суммы расходов. Самым сложным было донести мысль о необходимости платить зарплату имаму. Было предложение платить зарплату с выручки: сколько имам садака соберет, от этой суммы некий процент идет имаму. На это пришлось возразить: «А что делать, если садака не будет»? Достаточно долго шло обсуждение этого вопроса, пока, наконец, не пришли к единому мнению, что имам должен получать фиксированную заработную плату – оклад.

В итоге составили бюджет. Подсчитали размер взноса с человека. В следующей таблице представлена динамика членских взносов в нашей общине. С увеличением количества членов общины сумма обременения снижается. Соответственно, цель номер один – увеличения численности общины.

Динамика изменения величины (ставки) членского взноса
Показатель 2010 год   2011 год 2012 год
Сумма бюджета (план) 843 656р. 725 784р  617 737р
Количество членов  26   35 43
Размер взноса, руб./чел. 32 448р. 20 737р. 14 366р

Также хочется отметить следующий момент. На протяжении трех лет мы наблюдаем в общине одну и ту же картину: в вопросе уплаты членских взносов члены общины разделились на четыре группы:

  • Не платят взносы
  • Платят меньше, чем величина стандартного взноса
  • Платят столько, сколько начислено (стандартный взнос)
  • Платят больше, чем величина стандартного членского взноса

Первая категория самая проблемная. Одни из них считают, что не обязаны платить, другие просто недисциплинированны. Ну что тут скажешь?

С целью профилактики подобного поведения ввели следующую традицию. На годовое собрание выносим ведомость уплаты членских взносов: начислено – уплачено. И пускаем ведомость по рядам. Имена неплательщиков вслух не озвучиваем, каждый сам себя находит и делает выводы. Или сами члены общины выносят своему единоверцу искреннее порицание. Конечно, если человек видит, что Равиля апа, 75 лет, пенсионерка исправно свои взносы платит, то ему, мужчине в расцвете сил, совесть начинает давить на разум. После этого некоторые из неплательщиков меняют точку зрения и начинают вносить свой вклад в развитие общины.

Или еще один мотиватор: если в течение года человек не заплатил ни копейки членских взносов, то очевидно, что он – бедный. Мы же не можем думать про нашего брата по вере плохо, поэтому мы искренне считаем, что он не платит только потому, что стеснен в средствах. А раз так, то община обязана ему помочь, то есть освободить его от уплаты членских взносов. Поэтому мы даем такому члену общины бланк заявления на освобождение от уплаты взносов. И, о чудо, многие отказываются его писать, и средства на выплату взносов находятся, немного. Но это и не важно, важен сам факт, первый шаг.

А вот еще один способ изыскать средства на выплату взносов. Я думаю, что среди нас нет ни одного человека, который хотя бы раз в год не устраивал меджлис (религиозное собрание) по тому или иному поводу. Накрываем стол, приглашаем имама, родственников и гостей. Имам проводит обряд, читает Коран, возносит дуа к Господу миров. И после этого хозяин меджлиса и его гости одаривает имама и гостей садакой. Гости по очереди обходят друг-друга и раздают деньги: кто по 10, кто по 50, а кто и по 100 рублей. Короче, ты мне, я тебе. Ждем, пока процедура перекладывания денег из одного кармана в другой подойдет к концу. Читаем дуа. Кушаем. На выходе получаем от хозяев подарки в виде пакета с чаем, пирогами, носками, платками. И сытые и довольные расходимся по домам.  

Возможно, навлеку на себя критику, но, тем не менее, признаюсь, что традицию обмена садакой в нашей общине я отменил, вернее – заменил, на другую. На одном из меджлисов, которые все больше стали походить на соревнование: у кого круче стол накрыт, где больше садака будут раздавать и т.д. и т.п. я высказал собравшимся все, что думаю по этому поводу.

И предложил не раздавать садака друг-другу, а все отдать хозяйке меджлиса. А она, в свою очередь, воспользуется садакой так, как ей заблагорассудится. Захочет, себе оставит, как компенсацию затратам на меджлис; захочет – в общину отдаст, в счет погашения начисленного ей членского взноса. Разумно?

***
У нас, у мусульман есть культура совершения намаза, культура совершения тахарата и много других обрядов и норм, но у нас нет культуры финансирования наших общин. Нет культуры личной ответственности за содержание наших мечетей, наших имамов, наших воскресных школ. А без этого будущего нет.

Поэтому, завершая эту часть, хочу сказать, что каждый из нас (руководителей общин) волен сам решать каким образом финансировать работу общины: за счет грантов от фондов, за счет бизнесменов и спонсоров, за счет государства или за счет членов общины.

Если кому-то комфортно живется за счет спонсоров, то нет проблем, живите и радуйтесь. Если кто-то наотрез отказывается вводить в общине систему членских взносов, мотивируя это неготовностью людей, боязнью оттолкнуть верующих, то нет проблем, не вводите.

Но пусть каждый из нас подумает: не выращивает ли он этим иждивенцев, не стимулирует ли он в своих единоверцах безответственность, не развращает ли он мусульман, освобождая их от необходимости самим платить за то, что нужно только им самим?

Коммерческая деятельность общины

Лично я выступаю против ведения начинающей общиной коммерческой деятельности, поскольку считаю, что на начальном этапе своем работы община не должна распылять силы и средства на не свойственные ей виды деятельности. А вот создать силами членов общины и ее прихожан некий халяльный бизнес (юридически не относящийся к общине) – это да, двумя руками «за».

Почему? Потому что каждый должен заниматься своим делом. Пусть люди занимаются (профессионально) бизнесом и платят садака (взносы и пожертвования) в общину. А община на эти средства будет вести социальную, религиозную, образовательную и другие виды деятельности, предусмотренные ее уставом.

Добровольные пожертвования

В первую очередь мы разделили все поступления от прихожан на:

  • пожертвования из мечети
  • пожертвования с обрядов
  • пожертвования из воскресной школы
  • пожертвования на религиозную атрибутику

Для чего это было сделано? Для того, чтобы разделить финансовые потоки и получить возможность для оценки эффективности тех или иных действий общины, направленных на увеличение сбора пожертвований от прихожан.

Садака в мечети. В первый год работы общины садака в мечети мы собирали по схеме  «вот ящик, сколько можете, столько и давайте». В результате такого подхода получили ситуацию, когда на Пятничной молитве мечеть переполнена (в наших условиях это примерно 60 человек), а в ящике – 1 000 рублей, максимум.

При этом, конечно, нужно отметить тот факт, что основная масса верующих, регулярно посещающих Джума намаз - это «прихожане», членов общины же не больше 5 – 10 человек (при этом, как уже отмечалось выше, они свои взносы сдают непосредственно в кассу общины). Из этого можно сделать вывод, что все пожертвования, которые поступают в «ящик» мечети на Джума намазе являются пожертвованиями от прихожан общины.

Следовательно, стало понятно, что большая часть прихожан садака не дает, а просто пользуется благами, которые им предоставляет община. Не раз и не два я поднимал этот вопрос во время Пятничной проповеди. Все понимающе кивают головами в знак согласия. Кивают, кивают, но на собираемость садака во время Джума намаза это как то не сказывается.

И тогда пришлось перейти от слов к делу. В конце 2010 года на очередной Джума молитве я ознакомил верующих с политикой финансирования общины за счет членских взносов и при этом озвучил сумму обременения, которое несут члены общины по ее содержанию. Также акцентировал внимание прихожан на том факте, что именно благодаря членам общины они могут посещать Джума намаз по месту своего проживания.

Получив согласие на предыдущее утверждение, продолжил свою мысль и предложил прихожанам разделить с членами общины часть этого обременения и взять на себя обязательство по софинансированию деятельности общины. Из зала последовал ответ, что  прихожанам от общины нужен только Джума намаз. Я согласился с этим и предложил выделить из расходной части бюджета сумму, в которую общине приходится обеспечение проведения Пятничной молитвы. На тот момент эта сумма составила примерно 200 000 рублей в год: зарплата имама, налоги, содержание мечети (аренда и коммунальные платежи) и транспортные расходы.  Прикинули среднюю посещаемость – 50 человек. Вывели сумму: 200 000 рублей / 50 человек / 52 недели = 77 рублей, округлили эту сумму до 100 рублей. Итого вышло: 100 рублей в неделю, 5 000 рублей в год.

Затем я вынес этот вопрос на голосование: «Кто согласен с тем, что прихожанин, регулярно посещающий Джума молитву, должен нести солидарную ответственность с членами общины за финансовое обеспечение ее деятельности в части проведения Джума намаза? При этом учтите, что члены общины платят по 20 000 рублей в год. И если вы примите это решение, то исполнение его будет обязательным для каждого из вас (прихожан): 100 рублей за Джума, 5 000 рублей в год, это – минимум, кто хочет больше, пожалуйста. Голосуем». Согласились практически все, и на выходе из мечети многие свой долг исполнили. И первый раз за весь год садака на Пятничной молитве превысила сумму в 3 000 рублей.

Был еще вопрос, как контролировать исполнение решения. Предлагали завести список, пускать коробку по рядам, поставить турникет на входе в виде кассира. В итоге решили, что «совесть – лучший контролер мусульманина».

Но затем произошло очень любопытное событие. На следующий Джума намаз пришло в два раза меньше народу. Спрашиваю, что случилось. Оказывается, что часть прихожан приняла решение не ходить в нашу мечеть на Джума намаз в знак протеста против принятого решения. Причем во время голосования никто не возмутился и против ничего не сказал. Мотивация же была такой: «Мечети принадлежат Аллаху, поэтому вы не имеете право с верующих садака требовать, мы не обязаны содержать вашу мечеть. Поэтому пока вы не поменяете вашего решения, мы ходить не будем».

Ну и слава Богу. В мечети стало больше свободного места, меньше стало споров, а садака стала собираться намного больше. Теперь даже напоминать не надо. Каждый пришедший в мечеть вносит свой вклад в ее содержание. Надо было только начать и один раз изменить стереотип поведения. Люди то все хорошие, просто не знают. Людям нужно просто объяснять, что в этой жизни ничего бесплатно не бывает, а если кому-нибудь что-то и достается бесплатно, то только потому, что кто-то за это уже заплатил.

Нас, конечно, многие критикуют за такой подход. Называют разными нехорошими словами. А делать то что? Нужно же как то людей воспитывать, готовить к более серьезным расходам. Вот начнем строить мечеть и сумма обременения будет явно выше текущих 100 рублей за возможность посещения Джума намаза.

Динамика поступления садака в мечети
Источник средств 2010 год 2011 год
Садака в мечети, руб./год  77 343 р. 228 047 р.

А вот еще летом проблема была: народ заходит в мечеть, на ковры, голыми ногами, мокрыми после омовения. Раз сказал, два сказал. Дошло, но не до всех. Тогда объявил на Джума, что тот, кто вошел в мечеть без носков, тот автоматически будет оштрафован на 100 рублей. И пусть сразу кладет в ящик 200 рублей: 100 - за Джума, 100 – штраф. Контролировать никто не будет, так как совесть – лучший контролер мусульманина. А если кто не заплатит штраф, тот будет должником и отдаст свой долг на Судном дне. Дошло до всех. Теперь с голыми ногами у нас никто не ходит. А если кто и пришел, то его сами же прихожане вежливо и культурно поправляют.

Садака с обрядов. Как было сказано выше, для членов общины все бесплатно. И за проведение силами общины меджлисов они не платят. Но если в общину с просьбой о проведении того или иного религиозного обряда (меджлис, никах, джаназа, имянаречение) обращается прихожанин, то община вправе ожидать от него пожертвования за удовлетворение его религиозных треб, то есть – садака.

На практике же получается по-разному, по ситуации.

Тем, кто обращается к нам в первый раз, мы подробно (до проведения обряда) объясняем методы работы. Рассказываем про общину, про цели и предлагаем стать членом общины (если человек проходит по критериям членства), рассказываем про членский взнос.

Если человек принимает приглашение и вступает в общину, то тем самым он берет на себя обязательство по выплате годового обременения в размере утвержденного членского взноса. И как только это происходит, то все финансовые вопросы сразу снимаются. С этого момента все религиозные потребности верующего удовлетворяются в общине в неограниченном количестве. А он лишь должен в течение года выполнить свое обещание и внести свой взнос.

Если верующий не может стать членом общины, но при этом желает участвовать в ее жизни и согласен нести солидарную финансовую нагрузку с членами общины, то он может приобрести абонемент на содержание общины в течение года. В этом случае прихожанин вносит садака в кассу общины в размере годового членского взноса и пользуется всеми благами, которые создает община. Или вносит столько, сколько может, а оставшуюся часть погашает в течение года.

Или вносит столько, сколько хочет, а потом благополучно забывает про общину до следующего раза. Ну, как с парикмахерской. В нее же ходят тогда, когда нужно клиенту, а не тогда, когда нужно парикмахеру. Поэтому для таких верующих между имамом и парикмахером нет никакой разницы, обслуживающий персонал, не более…

Садака в воскресной школе. Члены общины получают религиозное образование бесплатно. Для прихожан принцип, как описано выше.

Садака на религиозную атрибутику. Членам общины религиозная атрибутика (религиозная литература, молельные коврики, календари, ароматические масла и т.д.) предоставляется безвозмездно. Прихожане дают садака, то есть возмещают стоимость атрибутики.

Благотворительная помощь

Здесь все предельно просто. Все верующие – братья. И в этом смысле чужих общин, как и чужих детей – не бывает. И многие из верующих, в меру своих возможностей, жертвуют «чужим» общинам.

Кроме денежного выражения пожертвование от благотворителей общины (садака) может быть выражено в виде того или иного движимого или недвижимого имущества (вакуф), которое верующий передает в собственность общины на безвозмездной основе.

Целевые гранты от Централизованной религиозной организации мусульман

За три года существования нашей общины мы не получали помощи от своей ЦРОМ. Надеюсь, что это – вопрос времени и рано или поздно механизм финансирования новых МРОМ за счет средств ЦРОМ, сформированных за счет взносов существующих МРОМ, заработает и новые общины получат еще один мощный инструмент финансирования.

Целевые гранты от фондов

По этому вопросу ничего сказать не могу, так как финансирования по линии каких-либо фондов наша община не имеет. И это, думаю, хорошо. Так как с самого начала работы общины нам пришлось рассчитывать исключительно на собственные силы. А так, получив и освоив средства фондов, мы, возможно, немного бы расслабились и перестали бороться за жизнь общины. В прямом смысле этого слова.
 

Заключение

Все то, что написано в этой статье, отражает опыт решения финансовых проблем отдельно взятой общины и ни в коем случае не является абсолютной истиной. 

Возможно, что многие не согласятся с предложенной методикой работы, основанной на жесткой финансовой дисциплине членов и прихожан религиозной общины.

Безусловно, у каждой общины есть своя специфика работы, разные возможности для старта и разные условия существования. Возможно, что в вашей общине есть свои методы финансирования. И очень даже возможно, что те методы, которые не работают у нас – у вас работают более чем успешно и наоборот. Возможно также, что у вас есть свои, уникальные наработки в сфере финансирования религиозной общины. Поделитесь ими.

Баткаев Ринат, имам-хатыб МРОМ города Малоярославца Калужской области