Хадж мусульман Малоярославца 2012: часть 6, мост Джамарат.

Просмотров: 6021

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/mrom/Kaluga/Malyj/2012/121019_hajj/121019_hajj_0246.JPG'

121019_hajj_0246.JPG

Шестая серия репортажа о хадже мусульман Малоярославца. Продолжение обрядов Хаджа в долине Мина. После бросания камней и заклания жертвенных животных паломники сбривают волосы.

 

В этом году большая партия мяса жертвенных животных была отправлена в Сирию.

Как и обещал, в этой серии особое внимание уделю обряду бросания камней. Личный счет есть. В 2006 году я попал в давку, практически в эпицентр. Как выжил сам не знаю. Поэтому есть что рассказать, может кому пригодится.

 

2. Таким был Джамарат в 90 годы прошлого века, источник фотографии.

djamarat_01_2000.jpg

 

3. Таким он был в 2000 годы, источник фотографии. Построили (расширили) второй этаж. Мост на крокодила стал похож. Задний план - вход на мост из долины Мина, передний - выход с Джамарата в направлении Мекки.

djamarat_02_2006.jpg

 

4. Одним из самых больших впечатлений в хадже 2005/2006 для меня были вот эти палаточные городки, "организованные" прямо на проезжей части. Я тогда еще не знал, что все паломники делятся на официальных, проживающих в палаточном лагере, и нелегальных, проживающих где придется. Помню думал еще про них: "Какие героические люди, приехали в Хадж и живут в таких сложных условиях."

Но 12.01.2006 моя точка зрения на этих паломников изменилась.

djamarat_02_2006.01.jpg

 

5. Этот день, 12 января 2006 года, был вторым днем бросания камней (второй из дней Ташрик). В соответствии с фетвой о том, что камни надо бросать после полуденного намаза, мы пошли на Джамарат. С намерением бросить камни, а после обряда уйти в Мекку. Взяли с собой вещи. Учитывая, что по правилам безопасности брать на Джамарат большие вещи запрещено, я взял с собой небольшой рюкзак.

К началу времени молитвы мы (вчетвером) подошли к мосту и остановились в ожидании времени азана (на фотографии это место разрыва тонкой красной стрелки, до выхода на площадь). Постепенно плотность народа стала возрастать. Один из нас сказал, что дальше не пойдет, так как несет с собой большую китайскую сумку (как у челноков), и вышел из потока.

Как только прозвучал азан, вся масса людей пошла в сторону моста для совершения обряда. Честно признаться, меня еще до начала движения смущала высокая плотность людей. Это было необычно, так как предыдущие два дня мы просто шли и без проблем бросали камни. Но обратного пути уже не было, так как мы были в центре колонны и не было никакой возможности выйти из нее. Сказали Бисмиля и пошли на мост.

Я потом восстанавливал в памяти эту картинку и пытался понять, где была пройдена точка невозврата. Выход на площадь Джамарат из долины Мина подобен бутылочному горлу, в котором потоки паломников из разных районов Мина сливаются в два: тот, который бросает камни на первом этаже и тот, который бросает камни на втором этаже.

Наш поток должен был идти под мост (зеленая стрелка), но в силу непонятных на тот момент причин пошел не прямо - под мост, а налево - на мост (вторая тонкая красная стрелка). Пошел, как потом оказалось, наперерез двум другим потокам, которые шли под мост. В результате чего плотность толпы стала еще больше.

Когда же вся эта масса людей подошла к мосту, то она встретилась с потоком паломников, уже следующих на мост (толстая красная стрелка) и, по всей видимости, не смогла в него влиться ввиду его собственной плотности и скорости движения. И в районе точки, обозначенной синим маркером, произошла давка.

В какой то момент толпа замерла. Впереди, метрах в 20, раздались крики. Как сейчас помню, из толпы вылез человек, забрался на головы других людей и побежал, как по земле. Метров через пять упал и исчез. Началась паника. А так как бежать было некуда, люди стали пытаться выбраться наверх, на головы себе подобных. Но это только усугубляло положение, так как оказавшиеся внизу уже не имели возможности подняться. Толпа просто смыкалась над ними и тот, кто упал, затаптывался своими соседями, которые спотыкались об их тела и тоже падали.

Толпа в состоянии давки подобна удаву. Многие просто теряли сознание от удушья и уже в бессознательном состоянии уходили вниз, под ноги других  Руки поднять невозможно. А если поднял, то обратно уже их не опустишь. Поэтому критически важным было просто не уснуть от недостатка воздуха. Перед входом в толпу я перенес рюкзак на грудь (слышал как-то о такой рекомендации от сотрудника МЧС по радио). Как оказалось, это был правильный ход: обхватив руками рюкзак и локтями сдерживая давление толпы, удалось сохранить пространство для свободного дыхания.

Это было похоже на Судный День. В той части, что никто никому не нужен и где каждый сам за себя. Плюс паника. Нам в этом отношении повезло. С первыми же признаками паники одни из нас стали призывать других к терпению, другие начали громко произносить Такбир, третьи читать Коран.

В какой-то момент толпа расступилась и мы увидели завал -  людей, лежащих на земле. Встать из них уже никто не мог. Площадь завала была примерно 6*4 метров. Те, кто вышел к этому месту с краев, обходили его стороной. Те, кто выходил по центру, должен был идти по людям. Было сложно решиться поднять ногу (высота завала была примерно полметра) и пойти по еще живым людям. Я замешкался и сзади напиравшая толпа сбила с ног. И если бы не товарищ, таджик, шедший следом и рывком поднявший меня на ноги, то все бы на этом для меня и закончилось.

djamarat_02_2006.02.01.jpg

 

6. В той давке погибло 345 человек. Около тысячи получили травмы. В голове, конечно, не укладывается. Погибнуть в Хадже. Вот почему Аллах допускает такие события? Это с одной стороны.

А если с другой посмотреть. Ведь это не Аллах нарушает правила техники безопасности, это не Аллах ограничил время начала обряда бросания камней временем полуденной молитвы, это не Аллах не организовал коридоры безопасности, это не Аллах жил в палатках на пути движения паломников.

Это все мы, люди виноваты. И эти жертвы - на совести людей. Потому что одни из нас от других зависят. Судный День будет страшным, поистине.

djamarat_02_2006.03.jpg

 

7. А вот так выглядело место давки в 2009 году. Убрали с дороги палаточные городки "нелегальных" паломников, разделили потоки, создали зоны разряжения. Давка была на месте правой зоны, крестиком отметил. Могут ведь! Могут! источник фотографии.

Слышал версию, что к проектированию новой системы безопасности были привлечены специалисты, проводившие чемпионат мира по футболу в Германии в 2006 году.

Мне кажется, что тогда, в 2006 году, наш поток свернул налево только потому, что на его пути оказался палаточный городок "нелегалов", которые в дни Ташрик собирались жить поближе к Джамарату (фотография № 4). А мы ходили на мост за три километра, это только в одну сторону.

Безответственность одних из нас стоит жизни другим из нас. И это не только Хаджа касается.

djamarat_06.jpg

 

8. Таким был проект реконструкции, источник фотографии.

djamarat_04_2013.jpg

 

9. Слава Аллаху власти КСА построили новый комплекс для проведения обряда бросания камней. Таким Джамарат стал сейчас, после окончания строительства, источник фотографии.

djamarat_03_2012.jpg

 

10. Пусть Аллах даст Рай умершим в Хадже, а мы вернемся в день сегодняшний. От Джамарата до мечети Аль-Харам пять километров. За горой виднеется Башня с часами.

121019_hajj_0391.jpg

 

11. Возвращаемся в Мина. Идут дни Ташрик. Основная масса паломников покидает долину после второго дня, кто-то остается на третий день бросания камней. Опять разночтения и споры. Выход в одном: надо слушать руководителя группы! Как он скажет, так и надо делать. Мы уехали после второго дня.

Мусор практически не вывозится. Если в первые дни Хаджа дневной мусор за ночь успевали вывезти, то к окончанию Хаджа мусор либо вообще не вывозят, либо срабатывает эффект снежного кома. 5 000 000 паломников, как никак. А если будет 10 000 000?

121019_hajj_0097.jpg

 

12. Последнее утро в Мина. Это уличные торговцы.

121019_hajj_0123.JPG

 

 13. И их среда обитания.

121019_hajj_0124.JPG

 

14. Где торгуем там и спим.

121019_hajj_0126.JPG

 

15. Много ли надо человеку для счастья?!

121019_hajj_0127.JPG

 

16. Еще одни, стремящиеся к чистоте. Туалет? Нет, не слышали!

121019_hajj_0125.JPG

 

17. После завершения Хаджа места массового пребывания паломников будут закрыты на карантин.

121019_hajj_0128.JPG

 

18. До свидания, Мина. Народ едет в Мекку. Хороши все виды транспорта.

121019_hajj_0485.JPG

 

19. Дорога на Аль-Харам.

121019_hajj_0132.JPG

 

20. Совершаем обход Каабы и остальные обряды. Хадж завершился. Аллах Акбар!

121019_hajj_0174.jpg

Продолжение следует, если пожелает Аллах...

Ринат Баткаев

 

Содержание: